Сегодня, перебирая старые журналы и газеты, валяющиеся у хозяев дома, в котором мы работали, обнаружила один из номеров журнала "Вокруг Света", когда-то давно обожаемого, но сейчас, за неимением лишних средств, позабытого.
Наткнулась на маленькую статью, посвящённую книге американского социолога Филипа Зимбардо "Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев".
В чём заключалась суть этого социологического эксперимента: студенты-добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии.
Зимбардо создал для участников ряд специфических условий, которые должны были способствовать дезориентации, потере чувства реальности и своей самоидентификации.
Охранникам выдали деревянные дубинки, униформы цвета хаки военного образца, которые они сами выбрали в магазине. Также им дали зеркальные солнечные очки, за которыми не было видно глаз. Они должны были работать по сменам и возвращаться домой в выходные, хотя впоследствии многие участвовали в неоплаченных сверхурочных дежурствах.
Заключенные должны были одеваться только в нарочно плохо подобранные халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы. Зимбардо утверждал, что такая одежда заставит их принять «непривычную осанку тела» и они будут испытывать дискомфорт, что будет способствовать их дезориентации. Их называли только по номерам вместо имен. Эти номера были пришиты на униформы, и от заключенных требовали надевать туго сидящие колготки на голову, чтобы изобразить бритые головы новобранцев, проходящих начальную военную подготовку. Вдобавок они носили маленькую цепочку на своих лодыжках как постоянное напоминание о своём заключении и угнетенности.
Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из исследования.
Охранники изводили заключённых и всячески их унижали («Видите эту дырку в полу? Двадцать пять отжиманий, как будто трахаете эту дырку! Слышите!» Один за другим заключенные повинуются, а Барден толкает их вниз. Посовещавшись, Джон Уэйн и его верный приспешник Барден придумывают новую сексуальную игру. «Ладно, теперь минуточку внимания. Вы трое будете верблюдицами. Идите сюда и наклонитесь, поставьте руки на пол». (Заключенные подчиняются. Видны их голые ягодицы, потому что под робами на них нет нижнего белья.) С очевидным наслаждением Хеллман продолжает: «А вы двое будете верблюдами. Встаньте за верблюдицами». Барден хихикает, ему нравится эта двусмысленность. Тела заключенных не касаются друг друга, но беспомощные заключенные изображают акт гомосексуализма, двигаясь взад-вперед. Потом их распускают по камерам, а охранники скрываются в своей комнате").

Эксперимент вместо двух запланированных недель длился 6 дней ввиду растущей опасности. По окончании его у многих студентов, исполнявших роли заключённых, обнаружилось сильное эмоциональное расстройство.
Одним из выводов стало заключение о том, что ситуация влияет на человека куда больше, чем его внутренние особенности; другими словами, человек использует ситуативные факторы поведения в противовес личностным.
Книга, конечно, любопытная, но, прочитав выдержки из неё, я была шокирована. Сомневаюсь, что осилю её целиком.
Все люди в глубине души всё-таки садисты... и этот Зимбардо тоже. Пусть и в интересах науки, но всё же делать людей подопытными - мерзость.